Базовые принципы инвестирования
1.1 Как заработать на инвестициях в стартапы
Принцип гантели Талеба. Сочетание риска и доходности. Дивидендная стратегия и стратегия выхода. Виды выходов: Management Buyout (MBO), Leverage Buyout (LBO), stock swap, промежуточный выход, полная продажа, выход на биржу (IPO).
1.2 Оценка доходности инвестиций
Метод дисконтированных денежных потоков (DCF, IRR, NPV). Возврат на инвестиции (ROI, cap rate, мультипликатор). Связь между мультипликатором и годовой доходностью.
1.3 Виды финансирования
Прямой займ (Direct lending), Финансирование под роялти (royalty financing), конвертируемый займ (convertible loan), венчурное кредитование (venture debt), покупка акций (equity financing). Учет долей (Cap table). Опционы.
1.4 Модель инвестиционного портфеля
Нормальное распределение стартапов внутри портфеля. Модель венчурного фонда. Модель денежной коровы.
1.5 Cхема процесса
Соглашение об условиях сделки (Term sheet).Процедура оценки стартапа (Due Diligence). Размытей долей и защита от размытия (Dilution vs anti-dilution). Защита интересов инвестора (Tag along. Drag along. Liquidation preferences. Pro-rata. ROFR. Ограничение сделок. Право вето). Опционные пулы. Право на получение опционов (Vesting). Российская специфика.
Автор темы:
Антон Пушков, управляющий партнер Центра интеллектуальной собственности Сколково, SkLegal.ru Юридические и патентные услуги.
Критерии выбора и оценки стартапов
2.1 Принцип капитализации изменений
Ограниченный бюджет времени и денег потребителей. Виды конкуренции: аналоги, заменители, вытеснители. Кого вытесняет стартап из кошелька потребителя? Лучшесть — это капитализация изменений в технологиях, на рынке и поведении людей.
2.2 Оценка рынка
Стадии развития рынков, растущие, стагнирующие и умирающие рынки. Новый рынок — это старый спрос. Оценка рынка: потенциальный объем, общий объем, доступный объем, реально достижимый объем (PAM, TAM, SAM, SOM). Оценка сверху, оценка снизу.
2.3 Инвестиции на разных стадиях
Предпосев, посев, выход на рынок, масштабирование, рост. Специфика стадий. Локальные и глобальные рынки. Нечестные конкурентные преимущества.
2.4 Специфика посевных стадий
Гипотезы. Принципы юнит-анализа. Проверка гипотез — минимальные жизнеспособные продукты (MVP). Пивоты.
2.5 Оценка стартапа
Методики оценки. Pre-money, post-money. GMV, Gross Profit, EBITDA, мультипликаторы. Темпы роста, Регулярный месячный и годовой доход (MRR, ARR), ожидаемый годовой доход (ARRG). Оценка по аналогам. Инвестиции без оценки стартапа.
3.1 Принципы чтения презентаций
На какие вопросы нужно получить ответы. Как быстро отсеивать неадекватные презентации.
3.2 Оценка команды
Минимальная жизнеспособная команда. О чем разговаривать с основателями. На что обращать внимание. Какие изменения отслеживать до того, как принимать решение.
3.3 Драйверы роста
Что движет выручку. Минимально необходимая система планирования и отчетности. Трекшн. Периметр контроля.
3.4 Подготовка проекта к защите
Подготовка итоговой презентации.
3.4 Защита проекта
Вебинар с презентациями выбранных проектов для возможного инвестирования. Обратная связь. Обсуждение.
В течение этой недели вы выбираете один из стартапов из списка и делаете его анализ. Вокруг одного стартапа может объединиться в группу несколько участников, чтобы появилась возможность совместного обсуждения. В конце модуля каждый участник публикует в общей группе свой собственный разбор.
В течение этой недели ваша задача — определить свою стратегию инвестирования — цели, стадия, чек, бюджет. Эту стратегию необязательно делать публичной для других участников и даже для ведущих
В течение этой недели вы выбираете проект для возможного инвестирования из воронки United Investors. В конце модуля — на вебинаре вы презентуете этот проект и получаете обратную связь от ведущих программы.