Ошибка #1. Влюбляться в продукт
Аркадий Морейнис
Первая ошибка – влюбиться в тот продукт, в который ты инвестировал. Это классическая ловушка для венчурного инвестора на ранних стадиях.

Я в свое время инвестировал в целый ряд таких проектов, среди которых было при- ложение под названием "Менютка", находившее нужные блюда в любом ресторане Москвы. То есть поиск был не по ресторанам, а по блюдам, потому что в то время я считал себя большим гурманом. Мне казалось, что этот продукт задуман точно под меня, и это очень круто.


Мы делаем продукт для себя, а не для потребителей, и постоянно его разрабатываем, а не идем продавать. Потому что если ты влюбился в свой продукт, то тебе хочется добавить и то, и это, и третье, и четвертое, и пятое, и десятое. Хочется сделать много всего. И все это сделать на высшем уровне. Таким образом, мы нарушаем главный принцип стартапа — надо создавать и проверять минимальные жизнеспособные продукты, а не полировать то, спрос на что еще не доказан.

В результате мы перестаем обращать внимание на людей, потому что заняты продуктом. Мы перестаем быть инвестором и становимся руководителем продукта, превращая основателей в дорогостоящих сотрудников — потому что они владеют основными долями проекта.

Если мы решили реализовать свою идею и сделать стартап — так надо идти и мутить свой стартап. Если мы решили инвестировать — надо инвестировать в других людей и их идеи.

Влюбленность в продукт не позволяет нам вовремя его изменить. Есть статистика — 94% экзитов происходит не с тем продуктом, с идеи которого начинался стартап. А самый большой процент смертности стартапов — отсутствие потребности в том, что они делают.

Надо уметь уловить момент, когда надо перестать упираться и надо начать меняться. Влюбленность в продукт не позволяет нам его бросить просто так. У нас всегда есть объяснения тому, что продукт не взлетает. Обычно это выливается в очередные доработки, вытягивающие из нас очередные деньги. Любовь — это слишком дорогая штука.

В сухом остатке мы получаем два принципа.
Принцип N1. Разлюбите свой продукт

  1. Любовь мешает продавать. Процесс продажи превращается в восхваление своего продукта. Продукт нужно не восхвалять, а продавать. Для этого нужно сконцентрироваться не на продукте, а на том человеке, которому ты его продаешь – что ему нужно, что ему важно, зачем он ему нужен. Влюбленный юноша пишет сонеты, сутенер анализирует целевую аудиторию и формирует список услуг.

  2. Любовь мешает считать деньги. Вы невольно преуменьшаете расходы и преу- величиваете конверсию. В глубине души вы считаете, что ваш замечательный продукт очень скоро начнет продавать себя сам, а лишние расходы и низкие продажи – это временное явление. Люди готовы удовлетворять дорогие капризы любимых, но аккуратно планируют бюджет содержанок.

  3. Любовь мешает улучшать продукт. Вы видите проблему не в продукте, а в том, что вы недостаточно пылко доносите до людей свою любовь к нему. Улучшать продукт можно только, отдавая себе отчет в его недостатках и решая проблемы. Влюбленный папик создает для любимой ВИА «Поющие трусы», адекватный продюсер отправляет начинающую певицу сперва поучиться вокалу.
  4. Любовь мешает продукту меняться. Ваша идея может восхищать вас, но при этом быть никому не нужной. В этом случае идею надо либо менять, либо уметь от нее нее полностью отказаться. Если ваша любимая пьет вашу кровь и ест ваш мозг, то, может быть, пришло время полюбить кого-то другого?

  5. Если вы инвестор, то любовь к продукту не позволяет вам адекватно оценить пришедшую с этим продуктом команду. Вы закрываете глаза на недостатки команды, вы надеетесь на то, что крутость продукта компенсирует проблемы. Но успех продукта зависит в первую очередь от компетенций и самоотдачи команды, а не от крутости идеи. Да, конечно, любовь зла – полюбишь и козла. Но вам-то нужны не козлы, а единороги.
Принцип N2. Никогда не ставьте себя на место целевой аудитории своего продукта

  1. Если вы тупой — вам это все равно не поможет.

  2. А если умный — вы сможете себя убедить в чем угодно.

В общем, с мертвой лошади надо уметь вовремя слезать, а не стараться ее пришпо- ривать.